Года четыре назад
murasaki_s ,в ипостаси Катико, рассказывала, как она со своим сыном делала красивую бумагу для заворачивания подарков, обклеивая оберточную бумагу наклейками. Мол дескать, очень профессионально получилось.
Я тогда взяла эту идею на вооружение. Нас как раз пригласили на какой-то день рождения (девочке исполнялось четыре года, мне казалось, что это очень много), и я завернула подарок в ярко-желтую шуршащую бумагу (которая по-английски называется tissue paper, по-испански papel china, а по-русски и не знаю как), и предложила Маське понаклеивать на нее разноцветные кружочки. Двухлетняя Мася наклеила несколько штучек и отвлеклась. Я приклеила все остальные кружочки, и получилось и впрямь довольно-таки профессионально. Вскоре нас пригласили еще сразу на три подряд дня рождения, и мы так же украсили все подарки.
И после этого у Маськи возник стереотип, что подарки украшают только так и не иначе. Когда через полгода наступило Рождество, Мася украсила таким образом штук десять подарков, а когда я какой-то подарок завернула в бумагу с рождественскими картинками, Маська до него быстренько добралась и украсила его еще и наклейками. Свои подарки, найденные под елкой, она тоже вначале украсила наклейками, а потом только открыла.
В то время она украшала подарки только с одной стороны, и все наклейки приклеивала в одну кучку, мне приходилось сидеть рядом с ней и поворачивать упакованный подарок разными сторонами, чтобы наклейки были равномерно распределены. Я ей объясняла все время, как наклеивать наклейки равномерно, чтобы нигде не было ни густо, ни пусто, но она это плохо понимала.
Когда Маське исполнялось три года, я все ее подарки ко Дню Рождения завернула в очень красивую подарочную бумагу с разными картинками, цветочками, клеточками и полосочками: специально разной бумаги накупила. И еще украсила бантами и искусственными цветами. Когда Маська это увидела, она заплакала: ей стало обидно, что ей не удалось украсить все эти подарки.
" " "
На следующей неделе сразу у троих детей из маськиной группы дни рождения. Почему-то в ее группе все дети родились в марте и апреле. Причем, так было в прошлом году, с тех пор поменялась половина состава группы, пришло много новых детей, и у них тоже у всех дни рождения в марте и апреле! Мы с Маськой только что завернули два подарка (еще один пока не купили). И Мася украсила их наклейками! Любые мои попытки предложить другой способ оформления подарков отвергаются с возмущением вот уже на протяжении трех лет! С масиной точки зрения, подарки заворачивают в шуршащую бумагу и украшают наклейками, и никак иначе!
Подарок мальчику Хосе Хулио, завернутый в зеленую бумагу, Мася украсила так:
Рамочка из ярко-оранжевых кружочков.
К некоторым кружочкам приклеены наклеечки с машинками.
Внутри рамочки приклеены наклейки с животными: бабочкой, лягушкой, мишкой, собачкой, кошечкой, уточкой, кенгуру, и еще с девочкой.
Очень даже нарядно получилось.
Приклеивая эти наклейки, Маська при этом приговаривала: вот дорога, по дороге едут машины, дорога окружает тюрьму, внутри дороги будет тюрьма, в тюрьму сажают зверей, собачка плачет, бабочка боится и хочет улететь, лягушка кричит, кошка злится, мишка вот какой грустный, зайчик боится, девочка тоже в тюрьме, она грустная...
Формальные правила декоративной композиции соблюдены: есть яркая рамочка, внутри нее равномерно распределены другие наклейки, выглядит приятно для глаз. А за всем этим внешним праздником, спрятан совсем не такой праздничный смысл: звери и девочка томятся в тюрьме. Но узнать об этом может только тот, кто слышал пояснения автора.
Мне это украшение подарка напомнило творчество Шагала позднего периода, Чюрлёниса и некоторых других художников-символистов: неподготовленный зритель может увидеть только декоративную, приятную для глаз поверхность, и даже очень подготовленный зритель без подробных пояснений гида никогда не сможет узнать, что же при помощи этой поверхности хотел сказать художник.
Я, живя в Нью Йорке, одно время работала в расписанной Шагалом Union Church of Pocantico Hills. Заходишь туда и видишь размашисто написанных ангелов, звезды, сердца, все очень ярко и декоративно, композиции идеально подогнаны под нео-готический интерьер. И к каждой росписи - по двадцать страниц написанного самим Шагалом текста: поворот головы ангела на столько-то градусов коррелирует с таким-то количеством звезд в таком-то созвездии; такой-то жест руки описан в Библии в такой-то книге в таком-то стихе и обращен к такому-то пророку... Не прочитав текст, ну или не послушав написанную по нему экскурсию, узнать об этом никаким образом не возможно, как ни пытайся. Только исходя из визуального опыта эти росписи, как и маськину рамочку из наклеек, интерпретировать невозможно.